ПРОГРАММЫ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
В рассмотренной выше программе поддержания ЛК в готовности к применению исследовались потоки скрытых, ложных и проявившихся отказов комплекса. Однако, как отмечалось в § 3.2, в процессе эксплуатации возникает большое коли-
■чество неисправностей ЛК. В соответствии с определениями, введенными в § 2.1, под неисправностью понимают любое отклонение от •требований нормативно-технической (эксплуатационной) документации.
По характеру проявления в процессе эксплуатации ЛК неисправности можно разделить на скрытые (неисправное состояние не фиксируется средствами контроля), ложные (ошибочное определение исправного состояния как неисправного) и проявившиеся, или явные. Скрытые и проявившиеся неисправности могут различным образом влиять на надежность и, в частности, на безотказность ЛК.
После возникновения неисправности (скрытой или проявившейся) в момент t = 0 безотказность ЛК, характеризуемая вероятностью безотказной работы Р, может: оставаться неизменной, равной Р, уменьшиться скачком в момент возникновения на величину АР0 и далее оставаться постоянной (Р — АР0), уменьшиться в момент ■возникновения на величину АР0, а затем продолжать падать по какому-либо закону ф(^) так, что в произвольный момент t после возникновения неисправного состояния вероятность безотказной работы ЛК
P(f) — (Р — ДР0) — ф(0. (7.221)
В соответствии с определением безотказности всегда можно найти такое значение Р = Л, ф, при котором ЛК не выполнит поставленную задачу из-за того, что произойдет недопустимое снижение эффективности применения или полная потеря работоспособности — отказ. Следовательно, в момент t0TK возникшая неисправность развивается в отказ, если
Pit отк) = р — А Р0 — ф(^отк) = ркр. (7.222)
При
Р — АР0 < Р1ф (7.223)
неисправность сразу же является отказом.
Большое количество неисправностей ЛК может быть устранено только при снятии с готовности всего комплекса, единичного комплекса или одной ПУ. При этом ухудшается такой важный показатель, как коэффициент готовности Kv 1см. (3.21)1.
В общем случае устранение неисправности может уменьшить ■показатель Kv и увеличить вероятность Р безотказной работы ЛК. Заметим, что в обобщенный показатель надежности ЛК (3.16) эти величины входят в виде произведения, поэтому может быть найдена оптимальная программа устранения неисправностей ЛК со снятием комплекса с готовности по критерию максимума произведения Ри = — Кг Л, представляющего собой составляющую обобщенного показателя ‘ надежности R<Rн, отражающую процесс устранения неисправности. »
Рассмотрим наиболее общий случай, когда после возникновения неисправности в момент t надежность уменьшается скачком и далее падает по зависимости (7.221) так, что за время эксплуатации может перерасти в отказ. Возникает задача выбора момента устранения неисправности. Например, удобно устранить неисправность при
возникновении следующей неисправности, это позволит резко сократить объем работ на ПУ. Удачным решением также является устранение неисправности при очередном плановом обслуживании.
Найдем такое предельно допустимое время tR пребывания ЛК в неисправном состоянии с прогрессирующей потерей вероятности безотказной работы, при котором показатель Рн = КТР был бы максимальным. Полагаем, что при устранении неисправности сразу же после ее возникновения в среднем затрачивается время тв, в течение которого комплекс снят с готовности, а при устранении неисправности ію время очередного ТО, возникновения второй неисправности или в другой подходящий момент, время снятия с готовности составит ртв, где р < 1 — постоянный коэффициент. Например, если время на устранение одновременно двух неисправностей равно времени устранения одной неисправности, что часто бывает на практике, то Р = 0,5.
На рис. 7.13 показан характер изменения показателей KT{t) и P(t) на интервале (0, /н) при устранении неисправности сразу же (рис. 7.13, а) и через некоторый промежуток времени (рис. 7.13, б). Для первого случая средний на интервале (0, tH) коэффициент готовности
Кн = 1 “*
для второго
Кг2= 1
Поскольку изменения P(t) на интервале (0* tH) практически незначительны, так как только при таком условии может идти речь о пеустранении сразу же неисправности, то можно считать изменение надежности линейной функцией <р(£) = at, или
P(t) = р — АР0 — at, (7.226)
где а — постоянный положительный коэффициент.
На интервале (0, tH — рт^) среднее значение функции P(t)
Рср = Р — АРо — а Ош-РО/2. (7.227)
В рассматриваемых случаях в соответствии с (7.224), (7.225) и (7.227) среднее на интервале (0, t„) значение Рп = К, Р составит
Рні = Кг1Р = (1 — V/e) Р; (7-228)
Rs* = KriPcP= ^-^[р-ДРо—§-(<h4K)]- (7-229)
Таким образом, наилучший способ устранения неисправности дает большую величину RH, а предельно допустимое время 1Н неуст- ранения неисправности может быть найдено из условия
Яя1 = Явг, (7.230)
при котором нет потерь в надежности ЛК, но остаются преимущества в удобстве организации работ. Задача решается при условии, что возможно немедленное устранение неисправности, в то время как на практике могут возникать очереди на обслуживание. С учетом выражений (7.228) — (7.230) найдем зависимость для определения величины в следующем виде:
(1 — rBltH) Р = ( 1 — PVO |Р — АР0————— |- (/„- К)] • (7-231)
(1-Е) *ВР |
После элементарных преобразований получим
Для частного случая, когда а = 0, т. е. когда после неисправности вероятность безотказной работы падает на величину ДР0 и далее остается постоянной и равной (Р — АР0), уравнение (7.232) упрощается:
(1 -f))7BPpH = (1-ртв/ОАР0,
откуда
#н=^в№+(1-Р)Я/АРо1. (7-233)
Из (7.233) следует очевидное положение, что при АР0 = 0, т. е. когда неисправность не снижает безотказность ЛК, tH = оо. Следовательно, такую неисправность можно устранять в любой удобный момент процесса эксплуатации.
При решении подобной задачи может быть использован более общий критерий, чем максимум Р„ = К, Р. Критерий Ru = max предполагает возможность немедленного использования ЛК по назначению (равный вес готовности и безотказности). Если с вероятностью а< 1 станет известен не позже чем за время тв момент использования ЛК по назначению, то в качестве критерия можно принять максимум величины
аР„ = а КТР. (7-234)
При этом критерии значение t„ в соответствии с условием (7.230) будет также определяться зависимостью (7.232), а при а = 0 — выражением (7.233), но организация работ изменится. Устраняют неисправность не позже чем через время tH после возникновения неисправности или сразу же, как станет известно о предполагаемом (с вероятностью а) использовании ЛК.
Эту же задачу можно сформулировать несколько иначе. Пусть вероятность применения ЛК в течение ближайших тв часов после возникновения неисправности а<С 1, а после этого интервала — значительно больше и равновероятна в течение всего последующего срока эксплуатации.
В этом случае величину tH можно найти из соотношения
aRHi = Rh2, (7.235)
которое с учетом (7.228), (7.229) и (7.235) принимает вид
* [‘~t)P=(‘-Jf) &-«]•
После преобразований получим
И(1~Р)ТвР = (1 — -^7) [Ар0 + Т (*«- (1 -“) р]• (7.236)
Заметим, что при а = 1 выражения (7.232) и (7.236) совпадают. Наконец, при а = 0 из (7.236) после преобразований имеем
*Н = ^„ (р + « (1 — р) Р1[АР0 — (1 — «) Р]} . (7.237)
Информация о малой вероятности (1 — а) возможности применения ЛК в ближайшее после возникновения неисправности время тв резко сокращает продолжительность tH. При а = 0 имеем tH — = ртв, т. е. неисправность нужно устранить немедленно, если достоверно известно, что в течение ближайших тв часов комплекс не будет применен по назначению.
Пример 7.4. По данным постоянного контроля за техническим состоянием ЛК установлена неисправность комплекса, заключающаяся в отказе одного из приборов системы управления. Расчетами с использованием структурно-функциональной схемы ЛК установлено, что отказ прибора снижает вероятность безотказного выполнения комплексом задачи от величины Р = 0,950 до Р—ДР0= —- 0,940. Для устранения неисправности немедленно потребуется снятие комплекса с готовности на тв = 40 ч, а при устранении неисправности во время очередного технического обслуживания (ТО), которое запланировано провести через 74 сут будет необходимо снятие ЛК с готовности на 20 ч. Применение ЛК и течение ближайших 75 сут равновероятно. Можно ли не устранять неисправность ЛК до начала технического обслуживания?
Используя зависимость (7.233) при Р = 20/40 = 0,5 и Р/Д Рс= 0,950/(0,950— —0,940) = 95, найдем
tR = 40[0,5 + (1 — 0,5)95] = 1920 ч = 80 сут.
Следовательно, по критерию максимума обобщенного показателя надежности необходимо устранять неисправность при очередном ТО.
Рассмотрим далее задачу определения оптимальной организации периодических проверок ЛК, включающего в себя т единичных летательных комплексов (ЕЛК), имеющих по п ПУ каждый (см. рис. 6.1). Будем полагать, что элементы ЕЛК позволяют проводить ІІП независимо на каждом единичном комплексе, а устранение об
наруженных неисправностей можно вести г группами или расчетами персонала, входящего в ЛК, т. е. одновременное устранение неисправностей на нескольких ЕЛК ограничивается силами и средствами ЛК (элементами ЛК, рис. 6.1).
Ясно, что с целью экономии или минимизации затрат времени и сил на организацию ПП в ЛК целесообразно построить работы следующим образом: провести одновременно на всех т ЕЛК проверки, а затем силами ЛК устранить обнаруженные неисправности. Однако в этом случае из-за ограниченности сил ЛК (г групп) может образоваться очередь на устранение неисправностей, что приведет к потерям готовности и безотказности ЛК. Следовательно, возникает задача найти такое предельно большое число к < т единичных комплексов, входящих в ЛК, на которых можно одновременно вести ПП при обеспечении максимального обобщенного показателя надежности ЛК.
Для решения задачи конкретизируем параметры потока неисправностей применительно к одной ПУ. Пусть в ходе ПП вскрываются отказы (скрытые до момента ПП, ложные и истинные в ходе ПП) с вероятностью
Qnn = 1 — ДппРмлп = 1 — е~ 1<И*Тмпп + (<Ml+<Ms) Тпп]. (7.238)
В выражении (7.238) использованы обозначения (7.155) и (7.156). Кроме того, пусть в ходе ПП с вероятностью (1 — Ри) = QH проявляются неисправности, при которых вероятность безотказного функционирования ПУ изменяется по зависимости (7.226).
В этих условиях целесообразно построить работы по восстановлению ЛК следующим образом: в первую очередь немедленно после ПП за время не более тв устранить все отказы на проверенных ПУ, в том числе и ложные, так как до их правильной диагностики или устранения ПУ не готовы к применению; во вторую очередь в течение времени, не большего tH — тв (после устранения отказов), устранить все проявившиеся неисправности.
При этом работы первой очереди должны вестись так, чтобы сил и средств ЛК хватило на одновременное устранение всех отказов. Исходя из этого, предельно допустимое число одновременно проверяемых ЕЛК должно удовлетворять условию
где к >F——— — целое положительное число.
^ппп
Для выполнения работ второй очереди необходимо
QHnk
оставшихся неисправными ПУ восстановить за время не более tH. Далее пренебрегаем вероятностью второго порядка малости, что на одной ПУ одновременно имеется несколько неисправностей и отказов.
Это допущение исключает устранение одновременно нескольких отказов или неисправностей меньшими силами, что усложняет организацию работ.
Для нахождения величины /„ необходимо определить момент возникновения неисправности. Возможно, что наПУ была скрытая неисправность, которая проявилась в ходе ПП, не исключено и возникновение неисправности непосредственно при проведении проверок. Если неисправность возникла при ПП, то величина ta в общем случае определяется выражением (7.232), а при а = О — зависимостью (7.233). При таком варианте время на восстановление QKnk неисправных ПУ должно быть не более tR — тв, так как в течение тв был и устранены отказы, т. е.
tBQtlnklr < іи — тв. (7.240)
Из (7.240) имеем второе условие для определения числа одновременно проверяемых ЕЛК:
j: mj, (7.241)
где k > —-— (-— — 1 I — целое положительное число.
Ом11 тв )
Для случая, когда неисправность приводит к падению надежности на величину АР0(а = 0), подставляя (7.233) в (7.241), получим
* = min(-Sr[p+(1-p)^7-‘H’ <7’242>
где р <1 — коэффициент, характеризующий уменьшение среднего времени снижения готовности ПУ для устранения неисправности при организации ПП на группе ЕЛК.
Для случая, когда неисправность возникла до проведения ПП и в течение какого-то времени 4,н до проверок не была обнаружена (рис. 7.14), потери надежности на интервале (0, /с.„) уже произошли безвозвратно. Далее можно минимизировать предстоящие по-
S)
тери, устраняя неисправности немедленно после ПП или через некоторое время tH аналогично тому, как это было сделано при выводе формул (7.228) — (7.231).
Из условия
(1 — Ї) Р — (1 — f-) [р«- — т <‘«- »] <7-243>
после преобразований можно получить квадратное уравнение относительно величины tн. Для частного случая, когда а = О, (Рг „ = — Р — ДЯ0), из (7.243) найдем
*н = тв[р + (1 — р)Я/ДР01. (7.244)
Полученное выражение полностью совпадает с (7.233). Это означает, что для случая, когда при возникновении неисправности надежность падает скачком и далее остается постоянной, момент возникновения неисправности не влияет на оптимальное решение о моменте устранения неисправности.
В общем случае, когда имеется дополнительное падение надежности в процессе эксплуатаций неисправного ЛК, значения /„ при проявившейся или скрытой неисправности отличаются на весьма малую величину, связанную с дополнительным изменением надежности от значения (Р -— АР0) в момент t = 0 возникновения неисправности до (Р — АР0 — atc. H) в момент tc.„ ее обнаружения.
Проведенный анализ показывает, что в условиях рассмотренной задачи оптимальное число одновременно проверяемых единичных комплексов может быть в соответствии с выражениями (7.239) и (7.242) найдено с достаточной для практики точностью следующим образом:
Пример 7.5. Пусть в состав ЛК входит т = 6 единичных комплексов и г — 2 группы для устранения неисправностей. Известно, что вероятности обнаружения неисправностей в ходе ПП Q,, = 0,30, отказов Qnn = 0,05, причем в среднем неисправность приводит к уменьшению вероятности безотказной ра" боты ПУ от 0,950 до 0,940; среднее время снижения готовности для устранения неисправности в группе проведенных ЕЛК на 30% меньше, чем при устранении неисправности непосредственно после ПП (Р = 0,7). Рассчитать оптимальное число ЕЛК,’Проверяемых одновременно.
В соответствии с исходными данными и выражением (7.245) найдем
k = mini————— ; —— [о,7+(1—0,7)
(.0,05 • 10 0,30 • 10 L
или
k = min{4; 18,8; 6},
A
откуда оптимальное значение k = 4.
Определяющим явилось условие одновременного устранения отказов, а продолжительность устранения неисправностей при принятых условиях не лимитирует числа одновременно проверяемых ЕЛК. После проведения проверок на некоторых ПУ могут быть обнару
жены неисправности, которые необходимо устранять, как правило, ограниченными силами и средствами. Если в результате проверок k ЕЛК по п ПУ в каждом оказалось т (і = 1,2, …, т) неисправных объектов, причем по каждому из них известны потери вероятности безотказной работы АР, и время тВ[-, необходимое для снятия ПУ с готовности для устранения неисправности, то можно найти такую последовательность работ, при которой г группами можно восстановить готовность с минимальными потерями надежности.
Рассмотрим постановку и решение такой задачи сначала применительно к простому случаю, когда г — 1 — последовательное устранение т неисправностей.
Введем условно величину максимальных потерь вероятности безотказной работы на всех т неисправных ПУ (рис. 7.15) в момент начала работ t = 0:
д Ръ (t = о) = д рЕ1 = 2 д/v
е=1
После устранения одной (первой) неисправности за время т, имеем
т
АРе (*і) = АРе2 = 2 а для произвольного момента tj — соответ-
i=2
т
ственно ДРл/ | і = 2 ДРі-
За время
|
3 адача разработки оптимального плана устранения неисправностей может быть сформулирована следующим образом: парам значений (ДРі, тг) (і — 1, 2, …, т) придать такие номера, т. е. найти такую последовательность их устранения, при которой величина суммарных потерь надежности Lt(i) за время 1т была бы минимальной. Это соответствует минимизации площади под ломаной ДРе (t) на интервале (0, tm) (рис. 7.15).
Решение такой задачи может быть, в принципе, найдено простым перебором среди т перестановок. Однако число перестановок из т
элементов равно т. Следовательно, уже при т = 10 возможно ~3,63 млн. вариантов, а при т = 20 — соответственно 2,43 • 1018. Для наиболее простого случая, когда
т і — w — const, (7.249)
выражение (7.248) упрощается:
т т
Li = ‘eS2Api’ (7-250)
/=і »■=/
причем, что особенно важно, условие оптимальности принимает элементарный вид
ЛЛ > Д Р2 > А Р3>…> Д Pt > … > ДРт. (7.251)
Таким образом, при г = 1 и тг = т решение задачи сводится к ранжировке неисправностей по величине ДРг. Оптимальный план устранения неисправностей заключается в том, что сначала нужно устранить неисправности, при которых потери вероятности безотказной работы больше. В общем случае при тг = var Е. Н. Селезневым показано, что условие оптимальности имеет вид
Таким образом, для случая г — I (устранение неисправностей идет последовательно) решение задачи не вызывает трудностей, так как сводится к ранжировке пар значений (ДРг, т,-) в соответствии с условиями (7.252) или (7.251).
Рассмотрим случай, когда г> I, причем mb— целое число, a %i = т = const. Тогда суммарные потери готовности
mtr т
тг = т2 2 Apt> (7-253)
/=1 (/—n+l
а условие оптимальности определяется зависимостью (7.251).
В общем случае, когда r> 1 и тг = var, решение задачи становится громоздким и зависит от принятой процедуры формирования совокупности неисправностей, которые устраняются одновременно г группами. Однако и здесь можно рекомендовать в качестве субоптимального решения ранжировку неисправностей в соответствии с условием (7.252).
При этом план устранения неисправностей можно строить следующим образом: сначала устраняют первые г неисправностей в соответствии с условием (7.252), а затем по мере освобождения. групп устраняют очередные неисправности в последовательности, определяемой условием (7.252).
В заключение этого параграфа рассмотрим один интересный для практики частный случай эксплуатации ЛК в межпроверочный период.
Известно, что наибольшую долю отказов и неисправностей в общий поток вносят приборы и системы, выполненные на основе электронно-вычислительной техники, которые имеют относительно невысокую безотказность при включении. В связи с этим возникает идея держать их в межпроверочный период постоянно включенными в таком же режиме, как и при ПП. Работающую аппаратуру, в принципе, можно использовать для более глубокого постоянного контроля за техническим состоянием без снижения готовности ЛК, что позволит резко сократить время пребывания комплекса в состоянии скрытого отказа. Однако непрерывная работа аппаратуры будет, естественно, приводить к падению ее надежности из-за выработки ресурса.
Рассмотрим условия, при которых такой режим работы обеспечит в целом не худшую надежность ЛК, чем при нахождении аппаратуры в межрегламентный период во включенном состоянии. Проанализируем безотказность объекта на цикле, включающем в себя межпроверочный период и проверки. В первом варианте будем считать, что в течение межпроверочного периода объект находится в режиме хранения с простейшим потоком отказов, характеризуемым параметром
(охР, затем с вероятностью Явкл = е—“В1Ш успешно включается, после чего безотказно функционирует в режиме проверок с вероятностью Рпп = е~№ппТпп (где тпп — время ПП; соПп — параметр потока отказов во время проверок), затем безотказно выключается с вероятностью
“бык
^вык = ® •
Во втором варианте объект находится в течение времени тмпп в рабочем режиме, при котором параметр потока отказов сор = тсохР, а затем без включения (с вероятностью Рвкл, равной единице) переходит в режим проверок, аналогичный первому варианту.
Определение вероятностных характеристик такого цикла можно было бы получить на основе пол у марковских моделей, учитывая состояния восстановления после отказов при включении и во время рабочего режима. Однако для приближенных оценок ограничимся определением вероятностей безотказного функционирования Рц1 и РП2 в течение цикла для первого и второго вариантов эксплуатации объекта.
Полагая независимыми события отказов при всех режимах работы в соответствии с определенными выше условиями, получим:
Для принятия второго варианта необходимо обеспечить условие
Рц2 > Pav (7.256)
что с учетом (7.254) и (7.255) после несложных преобразований приводит к следующему результату:
ИЛИ
(«вкл + «WVKp (,П ~ 01 > ■’мпп ’ (7-258)
Полученный результат можно применять для многоканальных объектов с попеременным режимом работы одного или нескольких каналов с учетом ограничения на ресурс работы и переменности параметров потоков отказов после некоторого срока работы.
Пример 7.6. Пусть заданы следующие параметры потоков отказов системы управления ЛК:
швык = 0,02 1/цикл; wxp — Ю 8 ч tu — <Ир/<оХр = 10^; тмпп ” ^^^0 ч.
Найти величину параметра потока отказов при включении системы, при которой станет целесообразной непрерывная работа в межпроверочный период.
В соответствии с (7.258) получим
‘“вил ^ ‘“хР {т 0 тмпп ^вык •
Подставляя исходные данные, найдем
“вкл > Ю-e (Ю-е _ і) 4380 — 0,02000 зс 0,02376 1/цикл.
Рассмотренные в этой главе задачи оптимизации основывались на постановках, при которых предполагались известными те или иные вероятностные характеристики, что приводило чаще всего к детерминистским задачам выпуклого программирования. Однако эти же постановки задач могут быть без особого труда выполнены в рамках стохастического программирования. Для этого они должны быть дополнены соответствующими вероятностными ограничивающими условиями, а также содержать законы распределения стохастических параметров. При постановке и решении подобных задач можно рекомендовать читателю начать с тщательного анализа детерминированных решений задачи оптимизации тех или иных параметров программы эксплуатации объектов и, только после того как станет ясна содержательность стохастической постановки задачи, искать соответствующие, обычно далеко не простые методы и алгоритмы ее решения.
Глава 8